1887

OECD Multilingual Summaries

OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025

Summary in Russian

Cover
Читайте полную версию книги на:
10.1787/agr_outlook-2016-en

Сельскохозяйственные перспективы ОЭСР‑ФАО 2016‑2025

Резюме на русском языке

Сельскохозяйственные перспективы 2016‑2025 г.г. ‑ плод совместных усилий ОЭСР и ФАО. В нем сводится воедино как опыт обеих организаций, накопленный по биржевым товарам, политике и странам, так и информация от участвующих в сотрудничестве государств‑членов, с тем чтобы предоставить оценку среднесрочных перспектив национальных, региональных и глобальных рынков сельскохозяйственных биржевых товаров. В этом выпуске Перспектив приводится оценка предложения, спроса, объемов торговли и цен основных сельскохозяйственных биржевых товаров для 41 страны и 12 географических регионов. Отдельная тематическая глава в выпуске этого года фокусирует внимание на перспективах и вызовах сельскохозяйственного сектора в Африке к югу от Сахары.

Цены на основные сельскохозяйственные культуры, продукты животноводства и рыбную продукцию упали в 2015 г., указывая на то, что, по всей вероятности, эпоха высоких цен закончилась для всех сегментов сектора. Цены на мясо упали по сравнению с рекордно высокими в 2014 г., цены на молочную продукцию продолжили свое снижение, начавшееся в 2013 г. и 2014 г., а цены на сельскохозяйственные культуры продолжили дальнейшее свое снижение по сравнению с пиковыми отметками в 2012 г. Среди основных факторов, обуславливающих снижение цен, фигурируют такие, как несколько лет мощного роста предложения, замедление роста спроса в связи с замедлением темпов экономики, падение цен на нефть и дальнейшее накопление и без того изобилующих запасов.

В ходе десятилетнего периода, охваченного этими Перспективами, ожидается постепенное замедление темпов роста спроса на продовольственные товары. Темпы роста мирового населения ‑ основного движущего фактора увеличения спроса ‑ снижаются, при этом, прогнозируется снижение темпов роста доходов в странах с формирующейся рыночной экономикой. В то же время потребители, в особенности в густонаселенных странах с формирующейся рыночной экономикой, все менее склонны тратить дополнительные доходы на потребление большего количества основных продуктов питания. Спрос на мясные, рыбные и молочные продукты будет расти относительно высокими темпами, включая дополнительный спрос на на корм для скота, в частности кормовое зерно и белковые корма. Прогнозируется стагнация спроса на сельскохозяйственные биржевые товары для производства биотоплива в связи со снижением цен на энергию и с более консервативной политикой в области биотоплива в ряде стран.

Ожидается, что рост потребления в развивающихся странах приведет к сокращению глобального процента недоедающих с 11% до 8% за десять следующих лет, при этом общее число недоедающих снизится с 788 миллионов до менее 650 миллионов. Однако, процент недоедающих в Африке к югу от Сахары остается еще высоким, а через десять лет на этот регион будет приходиться более одной трети от общего числа недоедающих на планете, на сегодняшний день эта доля составляет чуть более одной четвертой. Многие страны столкнутся со сложным бичом недоедания (слишком мало калорий), ожирения и нехватки питательных микроэлементов (с общей проблемой несбалансированности рациона питания). Как в развитых, так и в развивающихся странах ожидается, что потребление сахара, масел и жиров будет расти более высокими темпами, чем потребление основных продовольственных товаров и белков, во многом, в результате того, что люди потребляют больше переработанной пищевой продукции.

По прогнозам, растущий спрос на продовольствие будет удовлетворяться, благодаря повышению производительности с небольшими изменениями в площадях под культурами и поголовье скота. Увеличение объемов производства продукции растениеводства, по прогнозам, на 80% будет происходить за счет увеличения урожайности. Есть определенная возможность для увеличения устойчивости сельскохозяйственных районов, в основном в некоторых частях Латинской Америки и Африки к югу от Сахары. Большинство новых посевных площадей в Африке будут отведены под зерновые культуры, а расширение в Латинской Америке будет происходить во основном за счет сои. В основных государствах‑производителях ожидается замедление роста урожайности, так как постепенно становится все сложнее отодвигать технологические горизонты. Но во многих развивающихся странах существует большой разрыв между показателями урожайности, в особенности в Африке к югу от Сахары, и сокращение такого разрыва могло бы существенно увеличить мировые запасы со стороны предложения.

На фоне прогнозируемого замедления роста рынка, в целом, ожидается рост сельскохозяйственной торговли, но прогнозируется, что темпы ее роста будут в два раза ниже, чем в предыдущем десятилетии. Тем не менее, по большинству биржевых товаров, мировые рынки продолжают торговать постоянной долей продукции. Тот факт, что относительно небольшое число стран изобилует природными ресурсами, означает, что торговля станет более важной для глобальной продовольственной безопасности. Однако, торговля основными продуктами питания ограничивается проведением политики продовольственного самообеспечения в ряде стран, а также структурным сдвигом в сторону роста торговли продуктами с добавленной стоимостью.

Для большинства сельскохозяйственных биржевых товаров глобальный экспорт сконцентрирован в руках всего лишь нескольких ключевых стран‑поставщиц. По всем продуктам, представленным в Перспективах, на пятерых основных экспортеров приходится как минимум 70% от общего объема экспорта, при этом буквально две или три страны доминируют в предложении некоторых биржевых товаров. Со стороны импорта концентрации меньше, хоть Китайская Народная Республика (далее “Китай”) и представляет собой жизненно важный рынок для некоторых биржевых товаров, в частности, соевых бобов, а также молочной продукции и кормового зерна, за исключением кукурузы. Прогнозируется усиление зависимости бедных на природные ресурсы районов от импорта продовольствия, в особенности в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Так как рост предложения и спроса, в целом, совпадает, то, по прогнозам, реальные цены на сельскохозяйственную продукцию будут оставаться относительно ровными. Однако, некоторые относительные ценовые изменения будут иметь место и будут отражать корректировки в составе спроса, а также различия в условиях предложения, такие как сравнительное ослабление роста производства в Латинской Америке по сравнению с Азией. В целом, цены на продукцию животноводства, по прогнозам, вырастут по сравнению с ценами на сельскохозяйственные культуры, а цены на кормовое зерно и семена масличных культур, по прогнозам, вырастут по сравнению с ценами на основные продукты питания. Эти структурные тренды вероятно даже более заметны в нынешнем контексте снижения цен по всем группам биржевых товаров.

Перспективы сопряжены с большим количеством неизвестностных параметров, включая изменения цен на нефть, изменения урожайности и экономический рост. Если исторические колебания этих факторов продолжатся, то велика вероятность того, что колебание цен существенно усилится, как минимум один раз в следующие десять лет. За такими межгодовыми вариациями в ценах могут прятаться долгосрочные тренды. Изменения климата могут придать еще больше неуверенности, особенно, если экстремальные погодные условия интенсифицируются.

Кроме того, некоторые элементов неопределенности связаны с политическими мерами. Один из них связан с объявленными недавно в Китае изменениями в политике по зерновым, включая внутреннее ценообразование в стране и управление запасами. В данном выпуске Перспектив предполагается, что эти изменения позволят Китаю достичь внутренней цели страны по поддержанию высокого коэффициента самодостаточности по кукурузе, не вызывая серьезных пертурбаций на международных рынках. Однако, время и масштабы высвобождения запасов являются крупной неизвестной переменной в прогнозах. Кроме того, имеется и риск, связанный с Российским запретом импорта, который должен истечь в конце 2017 г.

Африка к югу от Сахары

Регион Африка к югу от Сахары представляет собой более 950 миллионов человек, примерно 13% населения планеты. Несмотря на текущую трансформацию экономик региона, сельское хозяйство остается здесь ключевым сектором, дающим средства к существованию миллионам человек. Региональные различия в структуре и стадии развития сельского хозяйства отражают обширные сельскохозяйственно‑экологические, экономические, политические и культурные различия на континенте. Недоедание остается долгосрочным вызовом, при этом продвижение к продовольственной безопасности в регионе идет неравномерно.

Развитие сельскохозяйственного сектора в регионе обуславливается быстрым ростом населения, урбанизацией и сельской диверсификацией, связанными с этим структурными преобразованиями фермерской занятости в нефермерскую, ростом среднего класса, а также растущим интересом (как внутри страны, так и глобально) к сельскохозяйственным угодьям на континенте. Ожидается, что общее сельскохозяйственное производство будет расти на 2.6% в год. В отличие от прошлых увеличений производства, которые, в основном, обуславливались расширением площадей, все большая доля будущего роста производства будет обусловливаться повышением продуктивности. Потребуется инклюзивное развитие, улучшающее производительность мелких фермерских хозяйств с малыми ресурсами и создающее при этом более широкие возможности развития сельской местности.

Если население в регионе и дальше будет быстро расти и сопровождаться ростом доходов и продолжением существующей сейчас политики и рыночных структур, то ожидается, что производство продовольственных культур во многих странах будет расти медленнее, чем спрос. Ожидается, что чистый импорт продовольственных биржевых товаров Африки к югу от Сахары будет расти в следующем десятилетии, несмотря на то, что инвестиции в повышение производительности будут смягчать этот тренд.

Многие страны являются конкурентоспособными производителями и регулярными экспортерами фруктов и культур, служащих для изготовления напитков, что положительно сказывается на валютных резервах. Такие продукты могут стать для фермеров альтернативой традиционным продовольственным культурам. Они также могут быть потенциально важным источником занятости для молодежи на континенте. При ограниченном количестве экспортеров продуктов питания и большом количестве чистых импортеров, открытая региональная торговля будет играть центральную роль для продовольственной безопасности.

При том, что перспективы сельского хозяйства в Африке к югу от Сахары, в целом, позитивны, они могли бы существенно улучшиться с помощью более стабильной политики в регионе, стратегических государственных и частных инвестиций, в частности в инфраструктуру, а также с помощью подходящим образом разработанной научно‑исследователькой деятельности и распространению. Такие инвестиции могли бы улучшить доступ к рынкам, снизить послеуборочные потери и позволить более широкое распространение необходимых вводных ресурсов.

© OECD

Данное резюме не является официальным переводом ОЭСР.

Воспроизведение данного резюме разрешается при условии, что при этом будут указаны атрибуты авторского права ОЭСР и заглавие оригинала публикации.

Многоязычные резюме - переведённые отрывки из публикаций ОЭСР, вышедших в оригинале на английском и французском языках.

Они доступны бесплатно в онлайновом книжном магазине ОЭСР www.oecd.org/bookshop

За дополнительной информацией, обращайтесь в Отдел прав и переводов ОЭСР при Директорате общественных вопросов и коммуникации: [email protected] или по факсу: +33 (0)1 45 24 99 30.

OECD Rights and Translation unit (PAC)
2 rue André-Pascal, 75116
Paris, France

Посетите наш интернет сайт www.oecd.org/rights

OECD

Читайте полную версию на английском языке в библиотеке ОЭСР (OECD iLibrary)!

© OECD/FAO (2016), OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025, OECD Publishing.
doi: 10.1787/agr_outlook-2016-en

This is a required field
Please enter a valid email address
Approval was a Success
Invalid data
An Error Occurred
Approval was partially successful, following selected items could not be processed due to error