1887

OECD Multilingual Summaries

Education at a Glance 2018

OECD Indicators

Summary in Russian

Cover
Читайте полную версию книги на:
10.1787/eag-2018-en

Взгляд на образование 2018

Показатели ОЭСР

Резюме на русском языке

Влияние социально‑экономического статуса на равенство в образовании, как правило, выстраивается на протяжении всей жизни

Несмотря на рост образовательных достижений за последнее десятилетие, те люди, родители которых получили низкий уровень образования ‑ индикатор низкого социально‑экономического статуса, имеют меньшую вероятность участия в программах обучения детей младшего возраста, завершения верхней ступени полного среднего образования и перехода на более высокий уровень образования, чем те, у кого хотя бы один из родителей получил третичное образование. Две трети 25‑64‑летних, родители которых не закончили верхнюю ступень средней школы, как ожидается, получат более высокий уровень образования, чем их родители, по при этом большинство из них получает полное среднее профессиональное образование. Аналогичная картина вырисовывается и на третичном уровне: в странах ОЭСР, по которым имеются данные, 18‑24‑летние, родители которых не получили третичное образование, составляют только 47% поступающих на уровень бакалавра, долгосрочной программы первой степени или эквивалентной программы в то время, как они составляют 65% населения этой возрастной группы. Данный дисбаланс затем находит свое отражение на рынке труда: те, кто получил только полное среднее образование, имеют меньшую вероятность трудоустройства и зарабатывают 65% от суммы, получаемой их сверстниками с третичным образованием.

Гендерный разрыв в пользу женского пола в образовании, но в пользу мужского пола на рынке труда

В среднем по странам ОЭСР, по которым имеются данные, мальчики составляют примерно 60% учащихся, остающихся на второй год, в средней школе, и имеют меньшую вероятность завершения этого уровня образования, чем девочки. В результате, доля девочек, завершающий этот уровень, выше, чем доля мальчиков. Мужчины также имеют меньшую, чем женщины, вероятность достижения третичного уровня образования: в 2017 г. 38% мужчин в возрасте 25‑34 лет имели третичное образование, в среднем по странам ОЭСР, по сравнению с 50% женщин того же возраста, при этом данный разрыв увеличивался в ходе последних 10 лет.

Несмотря на лучший уровень образования, женщины по‑прежнему имеют худшие результаты в сфере занятости. В среднем по странам ОЭСР, 80% молодых женщин с третичным образованием трудоустроены по сравнению с 89% молодых мужчин, получивших такое же образование, при этом данное расхождение увеличивается среди тех, кто имеет более низкий уровень образования. Женщины с третичным образованием также зарабатывают на 26% меньше, чем мужчины с третичным образованием, в среднем по странам ОЭСР. Данное расхождение в уровне оплаты труда перекликается с гендерным разрывом, наблюдаемым между высоко и низко оплачиваемыми специальностями, которым обучаются на третичном уровне, а также могут быть связаны с более высокой у женщин вероятностью пребывания без работы или активности, что может привести к задержке в росте заработной платы.

Взрослые, родившиеся за границей или имеющие иммигрантское происхождение, имеют более низкую вероятность участия в образовательном процессе и достижения успеха на рынке труда

Иммигранты первого и второго поколений недопредставлены среди абитуриентов и выпускников бакалаврских или долгосрочных программ первой степени в странах, по которым имеются данные. Взрослые, родившиеся за границей и прибывшие в принимающую страну в возрасте 26 лет и старше, как правило, меньше участвуют в формальном и/или неформальном образовании, чем их сверстники, родившиеся в стране, или те, кто прибыл до достижения 25‑летнего возраста, поскольку они хуже знают систему образования и язык принимающей страны.

В большинстве стран ОЭСР уровень занятости взрослых с третичным образованием, родившихся за рубежом, ниже, чем у их родившихся в данной стране сверстников, при этом среди тех, кто имеет более низкий уровень образования, часто наблюдается обратная картина. Данные противоположные тенденции указывают на трудности, с которыми сталкиваются взрослые с третичным образованием, родившиеся за рубежом, в признании принимающей страной их образования и опыта, а также на привлекательность для работодателей более низких запросов по заработной плате у родившихся за рубежом взрослых с более низким уровнем образования. Взрослые, родившиеся за рубежом, также более склонны попасть в категорию не работающих и не учащихся (NEET). Около 18% 15‑29 летних, родившихся за рубежом, входят в категорию NEET по сравнению с 13% молодежи коренного происхождения.

Несмотря на увеличение государственных расходов, значительная часть общих средств для высшего и дошкольного образования поступает из частных взносов

В период с 2010 г. по 2015 г. расходы на одного учащегося увеличились на 5% на начальном, среднем и послесреднем нетретичном уровнях, а также на 11% на третичном уровне. Учебные заведения по‑прежнему преимущественно финансируются государством. В 2015 году 90% финансирования начального, среднего и послесреднего нетретичного образования и 66% финансирования третичного образования поступало из правительственной казны. Поскольку большая часть средств на высшее образование поступает от домашних хозяйств, страны применяют финансовые механизмы для поддержки семей. По меньшей мере 75% студентов в странах с самой высокой оплатой за обучение получают такие кредиты или гранты.

Так как все больше детей в возрасте 3‑5 лет участвуют в дошкольных образовательных программах, государственные инвестиции в дошкольные учреждения также увеличиваются, они составляли 83% от общего объема финансирования в 2015 году. За последнее десятилетие эта доля выросла на 4 процентных пункта по странам, по которым имеются данные. Однако, в среднем по странам ОЭСР, каждый третий ребенок, обучающийся в дошкольной образовательной программе, посещает учреждение, финансируемое из частных источников, что представляет собой большую долю, чем та, что наблюдается на любом другом нетретичном уровне образования.

Преподавательская профессия по‑прежнему страдает от обширного гендерного дисбаланса

Почти все дошкольные учителя ‑ женщины, а на третичном уровне меньше половины преподавателей ‑ женщины. За последнее десятилетие этот гендерный разрыв расширился на начальном и среднем уровнях и сократился на третичном уровне. Привлечение мужчин в преподавательскую профессию представляется особенно сложным: средняя фактическая заработная плата учителей‑женщин равна или превышает среднюю заработную плату других женщин с высшим образованием, работающих на полную ставку, а мужчины, преподающие в начальныой и средней школе, зарабатывают от 77% до 88% от среднего заработка других мужчин с третичным образованием, работающих на полную ставку.

Однако, в период между 2005 г. и 2017 г., в среднем по странам и экономикам ОЭСР с имеющимися данными, предусмотренные законом зарплаты учителей начальной и средней школы с 15‑летним опытом и наиболее распространенными квалификациями в своей стране, увеличились на 5% ‑ 8% и вернулись к докризисному уровню. Учителя также имеют сильные стимулы для достижения статуса директора школы: фактические зарплаты руководителей школ как минимум на 35% выше зарплаты учителей и не менее чем на 20% выше, чем средний заработок других работников, получивших высшее образование.

Другие выводы

Региональные различия в участии в образовательном процессе, как правило, растут по мере повышения уровня образования. Тем не менее, наибольшие различия между субнациональными регионами наблюдаются при поступлении на дошкольный уровень образования и структуры ухода за детьми в возрасте до трех лет.

В половине стран и экономик ОЭСР с имеющимися данными руководители школ и учителя, работающие в неблагополучных или отдаленных районах, получают дополнительную компенсацию.

В большинстве стран решения о том, как организовано обучение, преимущественно принимаются на уровне школы, но решения, связанные с планированием и структурами, управлением персоналом и ресурсами, как правило, принимаются на более высоком уровне власти.

© OECD

Данное резюме не является официальным переводом ОЭСР.

Воспроизведение данного резюме разрешается при условии, что при этом будут указаны атрибуты авторского права ОЭСР и заглавие оригинала публикации.

Многоязычные резюме - переведённые отрывки из публикаций ОЭСР, вышедших в оригинале на английском и французском языках.

OECD

Читайте полную версию на английском языке в библиотеке ОЭСР (OECD iLibrary)!

© OECD (2018), Education at a Glance 2018: OECD Indicators, OECD Publishing.
doi: 10.1787/eag-2018-en

This is a required field
Please enter a valid email address
Approval was a Success
Invalid data
An Error Occurred
Approval was partially successful, following selected items could not be processed due to error