Краткий обзор

Полномасштабное российское вторжение в Украину должно было оказать на Центральную Азию, чья экономика тесно связана с крупным соседним государством, резкое отрицательное воздействие. Однако, вопреки прогнозам, региональный ВВП в первом полугодии 2022 года продолжил расти, поскольку увеличились основные факторы его роста – экспортные цены на сырье и денежные переводы от трудовых мигрантов. Курсы национальных валют после первоначального падения быстро вернулись на довоенный уровень, а приток квалифицированной рабочей силы внес свою лепту в поддержание уровня потребления в регионе. Тем не менее, рост инфляции отрицательно влияет на бизнес и население, усугубляя проблемы, связанные с нарушением цепочек снабжения, растущей стоимостью жизни и угрозами продовольственной безопасности, что в первую очередь касается стран, чей экспорт основан не на сырьевых товарах, то есть Кыргызстана и Таджикистана.

Устойчивость стран Центральной Азии к экономическим потрясениям приятно удивила всех, но нельзя забывать, что все это происходит в условиях нестабильного восстановления экономики после коронавирусной пандемии, которая снизила темпы роста и уменьшила возможности государственных бюджетов, поставив под вопрос будущее благополучие региона. По мере проявления среднесрочных эффектов санкций против России, мирового кризиса стоимости жизни и спада в экономике Китая последствия для стран Центральной Азии могут стать более заметными и, увы, негативными. В частности, даже если до сих пор торговля в регионе не страдала, из-за тесных связей с Россией он подвержен как политическим рискам, так и рискам в сфере снабжения; рост неопределенности может снизить инвестиционную привлекательность, а динамика финансовых рынков способна отрицательно повлиять на устойчивость государственного бюджета.

Пускай перспективы роста хрупки как никогда, в текущей ситуации все же есть свои плюсы: страны Центральной Азии могут решить давно назревшие структурные проблемы и пересмотреть экономические связи с двумя крупными соседними государствами. Для этого им потребуются дальнейшие преобразования делового климата и привлечение инвестиций в переход к экологически сбалансированной экономике. Наконец, диверсификация торговли с сокращением роли России и Китая потребует не только открытия новых торговых путей, но и, в первую очередь, ускорения региональной интеграции, которая должна затронуть как инфраструктуру, так и гармонизацию нормативно-правовых стандартов.

Disclaimers

Данная работа публикуется под ответственность Генерального Секретаря ОЭСР. Изложенные в ней мнения и приводимая аргументация могут не отражать официальных взглядов правительств стран – членов ОЭСР.

Настоящий документ и любые содержащиеся в нем данные и карты не затрагивают статуса территорий и их суверенитета, делимитацию государственных границ и пограничных линий, а также названия территорий, городов и областей.

Статистические данные по Израилю предоставлены компетентными органами Израиля под их ответственность. Использование этих данных ОЭСР не является отражением предвзятого отношения к статусу Голанских высот, Восточного Иерусалима и израильских поселений на Западном берегу согласно нормам международного права.

Примечание Турции: Информация, представленная в этом документе относительно «Кипра»,
касается южной части этого острова. Единый орган власти, который бы представлял как

турецких, так и греческих киприотов, населяющих остов, отсутствует. Турция признает Турецкую

Республику Северного Кипра. До тех пор, пока долговременное и равноправное решение не будет

найдено в контексте ООН, Турция будет продолжать придерживаться этой позиции по

«Кипрскому вопросу».

Примечание стран-членов ОЭСР, являющихся членами Европейского Союза, и Европейского

Союза: Республика Кипр признана всеми членами ООН, кроме Турции. Информация,

представленная в этом документе, касается территории, которая находится под действующим

контролем правительства Республики Кипр.

Первоначально опубликовано ОЭСР на английском языке под заголовком: OECD (2022), Weathering Economic Storms in Central Asia: Initial Impacts of the War in Ukraine, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/83348924-en.

Данный перевод был выполнен по заказу [название отдела/дирекции], и его точность не может быть гарантирована ОЭСР. Единственными официальными версиями являются тексты на английском и/или французском языках.

Сведения об авторах фото: обложку © Milosz Maslanka/Shutterstock.com.

Опечатки, которые имеются в опубликованных материалах, можно найти, пройдя по ссылке www.oecd.org/about/publishing/corrigenda.htm.

© ОЭСР 2023

Порядок использования данных материалов в электронном или печатном виде регулируется Условиями, которые можно найти, пройдя по ссылке https://www.oecd.org/termsandconditions.